Обращение
Общественной организации
«Общество защиты прав пациентов «ГЛИН»»
к Министру здравоохранения ПМР
Цуркану Алексею Алексеевичу
Уважаемый Алексей Алексеевич,
Общественная организация «Общество защиты прав пациентов «ГЛИН»» после встречи с главным врачом ГУ «Республиканский центр матери и ребёнка» Слепухой Натальей Васильевной с целью обсуждения проблем, связанных с хамским отношением сотрудников учреждения по отношению к родителям пациентов, а иногда и к детям, понимания со стороны руководства больницы не нашла. Наоборот, Слепуха Н. В. создала негативную атмосферу в ходе нашей встречи, зачитывая наше обращение к ней перед своими заместителями и меняя слова (например, «просим» на «требуют») таким образом, чтобы создать накалённую обстановку. Итогом встречи стало то, что руководство больницы отказалось идти на контакт, заявив, что у них в учреждении «всё хорошо» и что они подадут в суд на ОО «ГЛИН».
В суд на нашу организацию со стороны ГУ «РЦМиР» подано не было, но ОО «ГЛИН» с целью проведения анализа уровня доверия граждан Приднестровской Молдавской Республики к деятельности медицинских учреждений, подведомственных Министерству Здравоохранения ПМР, провела опрос населения «Кому Вы больше доверяете при лечении детей?» (Схема 1, стр. 2) посредством Интернет-ресурса «Гугл-формы».
Рассматривая результаты опроса, можно удостовериться в том, что ответы «специалистам Республики Молдова» и «Не доверяете никому» составляют мнения почти 69% респондентов, обращающихся в ЛПУ ПМР для лечения своих детей от различных заболеваний либо профилактики болезней у них. Оставшиеся 31,2% респондентов делят свои предпочтения между двумя крупнейшими детскими медицинскими центрами республики, причём практически поровну. Несомненно, если доверие лечебному учреждению эквивалентно 15% граждан, то его рейтинг не позволит привлечь пациентов к проведению платных услуг в стенах данного ЛПУ. Более того, 40,4% граждан и вовсе выезжают за пределы ПМР на консультацию, обследование или лечение за свой счёт, что влечёт за собой отток конвертируемой валюты из государства.
Не менее важным является то, что отсутствие доверия ЛПУ порождает негативные стереотипы среди населения, которое становится обозлённым на всех врачей, не осознавая, что в Приднестровье достаточно много сотрудников системы здравоохранения, не уступающих по уровню знаний зарубежным специалистам.
Схема 1. «Опрос населения «Кому Вы больше доверяете при лечении детей?»»
Несмотря на это, пациенты зачастую не знают, к кому именно необходимо обратиться для получения квалифицированной медицинской помощи, остаются один на один со своей болезнью, получая психологическую травму и усугубляя тем самым своё состояние здоровья. Служащие медицинских учреждений, в свою очередь, находясь в отстранении от проблем пациентов, «психологически привыкают» к жалобам на них и хранят за это обиды на всех пациентов, считая свою деятельность неоценённой по достоинству, что может привести к профессиональному выгоранию сотрудников.
Хочется при этом отметить, что отсутствие положительного эффекта от проведения тех или иных лечебных манипуляций возникает во многом по причине малого уровня медицинской грамотности пациента либо родственника больного: запущенности болезни, неправильных действий пациентов либо их родственников, промедления в процессе постановки диагноза из-за неявки больного, психологических травм, полученных при получении информации о состоянии своего здоровья и других негативных составляющих лечебного процесса, что приводит к отрицательной статистической динамике, влекущей за собой негативное отношение к отечественной системе здравоохранения в целом и её экономическому упадку.
Именно поэтому, на основании просьб со стороны пациентов и их родственников, обращающихся за консультациями и помощью в ОО «ГЛИН», со стороны нашей организации в адрес РОО «Онкологи Приднестровья» поступило предложение о возобновлении деятельности «Школы пациентов», которая в настоящее время стабильно функционирует, освещая проблемы онкологических больных и их родственников.
Однако, помимо злокачественных опухолей, имеется множество иных заболеваний, включая хронические, которые задают определённые требования к действиям пациентов и их образу жизни.
Исходя из этого, ОО «ГЛИН» предложила Главврачу ГУ «РКБ» Пелину В. Д. приступить к реализации проекта «Школа профессиональных пациентов», с чем он согласился и в настоящее время ведётся подготовка к данному проекту, цели которого заключаются в следующем:
- укреплении доверия между медицинским сообществом и сообществом пациентов;
- выявлении проблем, имеющихся у пациентов, страдающих теми или иными заболеваниями;
- усилении профилактической деятельности со стороны медицинского сообщества для благоприятного влияния на уровень инвалидизации населения;
- повышении уровня доступности безопасной информации медицинского характера;
- снижении количества конфликтных ситуаций между медицинскими работниками и пациентами;
- профессиональном развитии работников медицинского учреждения.
Для реализации проекта «Школа профессиональных пациентов» необходимо выполнить следующие действия:
- выделить помещение, оборудованное проектором, ноутбуком с выходом в сеть Интернет, флипчартом, стульями и столами, для чего может подойти конференц-зал корпуса химиотерапии ГУ «РКБ»;
- создать график, включающий в себя направления медицины (травматология, кардиология, офтальмология, онкология и т.д.), в соответствии с которым будут проводиться семинары (лекции, тренинги) для пациентов (их родственников) или лиц, интересующихся профилактикой заболеваний и здоровым образом жизни. Такие лекции со сменой их направленности и тематики должны проводиться не менее одного-двух раз в неделю;
- запланировать тематику лекций на последующие не менее 12 месяцев по каждому направлению медицины, при этом определить сроки для онлайн-голосования, предлагая целевой группе самостоятельно выбирать одну из трёх тем, которые могут быть раскрыты на следующей лекции (таким образом, на последующие 12 месяцев необходимо подготовить не менее 312 тем, в чём ОО «ГЛИН» может поспособствовать путём проведения предварительных опросов);
- назначить лекторов от ЛПУ по всем направлениям медицины, специалисты которых имеются в медучреждении, при этом в некоторых случаях рекомендуется привлечение сотрудников иных медицинских учреждений иди медицинского факультета ПГУ;
- создать страницы (профили) «Школа профессиональных пациентов» в социальных сетях «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграмм», профиль на Сайте «Ютьюб», также необходимо размещать всю информацию, касающуюся процесса реализации данного проекта, на сайте Министерства здравоохранения ПМР;
- организовать онлайн – трансляцию проводимых лекций для их популяризации среди населения ПМР, при этом лектор может отвечать на дополнительные вопросы только тех лиц, которые будут присутствовать в помещении, в котором планируется проведение описываемого мероприятия. Для этого необходимо создать рубрику «Доверься врачу», в которой будут вестись непринуждённые беседы – однако, необходимо определить темы, при обсуждении которых требуется привлечение психолога;
- периодически – ежеквартально – вести опрос граждан по поводу способов улучшения проекта «Школа профессиональных пациентов».
Все выше обозначенные требования были поддержаны Пелиным В. Д. с взаимной уверенностью, что данный проект необходим для развития системы здравоохранения, установления доверительных отношений между врачом и пациентом, сокращения конфликтных ситуаций между данными группами населения, а также пропаганды ЗОЖ, что особенно актуально в данный период времени, когда стало известно, что 2020 год объявлен в Приднестровской Молдавской Республике «Годом Здоровья». Начало реализации данного проекта на базе ГУ «РКБ» была намечена на июнь 2019 года. Концепция данного проекта предлагается к осуществлению и в других, отдаленных от Тирасполя, городах и населённых пунктах Приднестровья.
Однако, для комплексного развития Министерства здравоохранения считаем необходимым проведение повторного рассмотрения предложений от ОО «ГЛИН», направленных в течение 2017-2018 гг в Минздрав ПМР, но оставленных им без должного внимания. Также считаем необходимым внести новые предложения, способные изменить ситуацию системы здравоохранения ПМР в лучшую сторону.
Исходя из выше описанного, мы предлагаем:
- Несмотря на массовость выявлений неизлечимых в ПМР заболеваний, утверждённый в нашей Республике перечень бесплатных препаратов, так и остался «Перечнем жизненно важных» лекарств, хотя во всех странах, включая Россию и Молдову, название документа содержит словосочетание «жизненно важных и необходимых», что гарантирует пациенту включение в данный список именно того препарата, благодаря которому он жив или сможет жить – то есть, данный перечень действительно рассчитан на лечение конкретных заболеваний. В ПМР всё наоборот: например, больному, страдающему заболеваниями ЖКТ, не положено даже лекарство «Панкреатин», что вызывает изумление даже у тех, кто далёк от вопросов медицины.
Отсутствие каких-либо стандартов лечения и диагностирования в Республике не только позволяет язву желудка лечить «Фенибутом», но и указывает на невозможность закупки «необходимых» для лечения того или иного заболевания препаратов, что убивает население Приднестровья, включая детей, которым государство отказывает в помощи, обрекая их на мучительную смерть, забывая про гуманность, сострадание и нарушая собственные законы. На основании вышесказанного понятно, что необходима законодательная инициатива с разработанными правилами закупки необходимых препаратов, без которых тот или иной пациент умрёт.
Например, ОО «ГЛИН» добилась того, что в 2018 году препарат «Ритуксимаб» был внесён в список жизненно важных лекарств, а это значит, что больные, страдающие Неходжкинской лимфомой и иными заболеваниями, при которых показан данный препарат, получили шанс к выздоровлению либо улучшению качества жизни. Однако, в 2019 году данный препарат исключен из упомянутого выше ЛС, что оставляет пациентов, которым он необходим без должного лечения – проще говоря, данное решение ведёт к их смерти. При этом аналогичная ситуация сложилась и с препаратами, показанными пациентам, страдающим неврологическими заболеваниями – многие из них просто удалены из списка жизненно важных лекарств, а не заменены чем-то более эффективным, поэтому призываем к недопущению отмены препаратов, показанных для лечения в стационарах ЛПУ ПМР, без их замены на более действенные ЛС. Предлагаем также разработать механизм закупки жизненно необходимых лекарств, показанных пациентам в индивидуальном порядке.
- В медицинских учреждениях ПМР – на дверях кабинетов врачей или диагностических кабинетов – вывешиваются объявления о том, что обслуживаются вне очереди исключительно Инвалиды ВОВ и Защитники ПМР, об инвалидах 1 и 2 групп не написано ни слова, хотя Закон ПМР «О социальной защите инвалидов» указывает на необходимость внеочередного обслуживания в любых государственных учреждениях и инвалидов 1, 2 групп, просьба обратить на это внимание и исправить указанную ошибку. Также считаем необходимым оборудовать двери кабинетов ЛПУ ПМР табличками для незрячих, а также нанести жёлтые линии на нижние и верхние ступени лестниц в ЛПУ ПМР.
- Первое общество геронтологов было создано в СССР в 1957 году, в 2017 году спустя 60 лет, - в ПМР, до сих пор нет ни одного геронтолога, которого не заменит ни один терапевт, не говоря уже о гериатре, занимающемся диагностикой и профилактикой общих заболеваний у пожилых людей. Для государства, у которого на 1 пенсионера приходится 1 рабочий, геронтолог и гериатр – не прихоть, а необходимость.
Таким образом, необходимо переквалифицировать несколько врачей за счёт государства – например, терапевт может быть отправлен в г. Киев, где имеются возможности подготовки геронтологов.
Нет и врача генетика, поэтому люди, имеющие детей с генетическими заболеваниями, уезжают из ПМР. Уезжают в возрасте, при котором они платят налоги, теряется рабочее население, хотя предыдущий ответ МЗ ПМР на данные доводы утверждал, что это не главная причина миграции населения, поэтому проблему можно оставить без внимания. Однако, без выше указанного специалиста нет возможности адекватного планирования семьи, чем должен заниматься врач-генетик. В ПМР полное отсутствие специализированного питания – не следует путать с добавками, которые выдаются пациентам данной категории – для детей с генетическими отклонениями, что также вынуждает покидать нашу страну всех, столкнувшихся с данной проблемой.
- Ввиду отсутствия необходимых познаний в области лечения тех или иных болезней, необходим контроль качества оказания медицинских услуг, для чего, как во многих странах, должны быть врачи, посвятившие себя учению в области медицинских наук, способные выполнять роль консультанта. Врач-консультант необходим в нашей республике многим медицинским служащим, особенно тем, кто назначает препарат «Конкор» в ампулах. Необходимо отметить, что наличие врача-консультанта нужно именно врачам, чтобы неквалифицированный либо сомневающийся специалист не совершил ошибки при лечении больного, стоящей ему здоровья или жизни.
Врачи-консультанты – не нововведение, так как данная практика осуществлялась в годы существования СССР, когда лечащий врач имел право прислушаться к консультанту или отказаться от его советов, обосновав свой отказ в письменной форме.
Для повышения квалификации врача-консультанта необходимо выбирать наиболее талантливого профильного специалиста, контроль за эффективностью обучения должен производиться независимыми специалистами, для чего должна быть разработана программа, представленная на рассмотрение Минздраву РФ для взаимного сотрудничества.
- Необходимо создать стенды в каждом медицинском учреждении ПМР, на которых будут указаны права и обязанности пациентов в Приднестровье и текст, предназначенный для изучения пациентами, который ОО «ГЛИН» готова предоставить, касающийся прав и обязанностей врача и его должного поведения. Стенды должны быть доступны всем пациентам, обратившимся в больницы или поликлиники, и иметь крупный шрифт.
Помимо этого, необходимо включить в аттестацию медицинского работника штрафные баллы, зависящие от количества жалоб, касающихся нарушения специалистами медицинских учреждений Закона ПМР «О врачебной этике и деонтологии» - грубиян и хам не может и не должен лечить людей.
- Необходим запрет использования личных мобильных телефонов медицинскими служащими на рабочем месте. Дело в том, что люди стоят в очередях у врачебных и процедурных кабинетов, дожидаясь, пока тот или иной специалист закончит телефонный разговор, в ходе которого обсуждаются «важные» кулинарные рецепты или «необходимые для врачевания планы» о проведении будущего отпуска. Минздрав ПМР неоднократно указывало ОО «ГЛИН» на то, что таким образом будут нарушены права врачей – однако, неизвестно, какие это права и как это может касаться рабочего времени сотрудника, которое оплачивается из бюджета, но не приносит пользу государству? Телефонные звонки могут быть короткими, но когда они длятся десятки минут при условии, что на каждого пациента выделяется 12 минут – это недопустимо.
- По настоянию ОО «ГЛИН» Министерством здравоохранения было направлено указание главврачам ЛПУ ПМР о необходимости ношения бейджей сотрудниками учреждений, что регулярно нарушается. Считаем необходимым закрепить данную обязанность Приказом Министра здравоохранения ПМР.
- В 2018 году Правительством ПМР было обозначено, что планируется закупка функциональных кроватей и матрацев в ЛПУ ПМР. Просим сообщить ОО «ГЛИН» о том, в какие сроки в больницах республики будут заменены кровати и матрацы?
- Отсутствие грамотности медицинского персонала заставляет пациентов принимать различные препараты одновременно, не учитывая особенности различных лекарственных средств, побочные эффекты, сопутствующие заболевания пациента и другие факторы, влияющие на процесс исцеления.
Исходя из отрицательной динамики при лечении многих болезней, в каждом медицинском учреждении должен быть клинический фармаколог, изучающий историю болезни пациента и контролирующий назначения того или иного врача. Это обезопасит пациентов от ситуаций, когда приходится их по-настоящему реанимировать по причине некорректных назначений.
- Должны вестись статистические данные качества работы врача, основанные не на количестве принятых пациентов, а на качестве лечения. Необходим учёт полностью излеченных или вошедших в стабильную ремиссию пациентов, что должно отражаться на зарплате и категории медика: чем выше эффективность от лечения врача, тем выше его зарплата. Данный подход станет стимулом к повышению качества своей деятельности со стороны медицинского работника.
- Написание рецептов на клочке бумаги снимает с врача ответственность, рецепт должен выдаваться на официально разработанном бланке, иметь подпись и печать врача – несмотря на прежние отписки МЗ ПМР, утверждающие, что всё именно таким образом и происходит, врачи с огромной регулярностью нарушают данные требования.
Неоднократно людьми, жалующимися на действия врачей, было указано и указывается до сих пор на необходимость ведения записей в медицинской карте больного, где должны быть описания жалоб и назначения со стороны врача, а также подписи обеих сторон: врачебная подпись и печать, а также подпись пациента, подтверждающего ознакомление с результатами приёма у врача. Данная практика повысит ответственность врача и пациента, а значит, и качество медицины в целом.
- 7 мая 2018 года ОО «ГЛИН» направила в адрес МЗ ПМР «Список вопросов к встрече, состоявшейся 23 марта 2018 года в Доме официальных приёмов администрации Президента ПМР, и предложения методик их решения» (Исх.-20-1/18), которым не было уделено должного внимания со стороны Министерства здравоохранения. Просим пересмотреть методики решения проблемных вопросов для усовершенствования системы здравоохранения ПМР.
- В настоящее время законодательством республики определён «Перечень наиболее востребованных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения первой необходимости», фиксирующий цены на 100 лекарственных препаратов. Однако, данный перечень не содержит средства гигиены, необходимые лежачим больным, которые без данных изделий не могут существовать. Подгузники, не промокающие простыни и зонды являются средствами, за ценовой политикой которых государство обязано следить, осуществляя жёсткий контроль. Семьи, имеющие столь тяжёлых больных, как правило, находятся в тяжелейшем материальном положении, не позволяющем переплачивать за средства гигиены. Исходя из этого, считаем необходимым внести подгузники, не промокающие простыни и зонды, реализуемые в аптеках ПМР, в «Перечень наиболее востребованных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения первой необходимости».
- Исходя из обращений граждан, поступающих в адрес ОО «ГЛИН», нам стало известно, что ГУП «Республиканская стоматологическая поликлиника» отказывает в медицинской помощи пациентам, включая инвалидов и пенсионеров, проживающих по улице Плавневая, основываясь на том, что территориальная принадлежность данной улицы не относится к данному медицинскому учреждению, несмотря на их непосредственную близость. Данный вопрос касается и иных улиц либо адресов, расположенных вблизи указанной выше поликлиники.
Таким образом, жители, проживающие вблизи ГУП «Республиканская стоматологическая поликлиника», включая представителей маломобильных групп населения, вынуждены обращаться в учреждения, расположенные в других районах города. Считаем необходимым пересмотреть территориальную принадлежность пациентов и напомнить сотрудникам обозначенного учреждения о том, что данная поликлиника имеет статус Республиканской, а это значит, что отказывать в обслуживании гражданам республики, тем более, инвалидам, проживающим в непосредственной близи от поликлиники, отправляя их в другой микрорайон города, недопустимо.
Также, касаясь работы данного медицинского учреждения, хотим сообщить о малом продвижении льготной очереди, существующей в ГУП «Республиканская стоматологическая поликлиника» среди участников боевых действий ПМР. Так, в ОО «ГЛИН» обратилась супруга Л. А. В., проживающего по адресу: г. Тирасполь, переулок Западный, __, квартира ___, являющегося участником боевых действий ПМР. Данный гражданин обратился в апреле 2019 года в ГУП «РСП» с заявлением об оказании стоматологической помощи, после чего его включили в очередь, сообщив ему, что бесплатного лечения необходимо ждать год. При этом не было учтено, что данный пациент имеет плохое состояние зубов, постоянный болевой синдром, приводящий к регулярному удалению зубов, что приведёт в скором времени к их полному удалению. Таким образом, данный пациент, переживающий постоянные боли, не может их терпеть ещё год. ОО «ГЛИН» просит разъяснений, какое количество льготников данной категории ожидает своего лечения в ГУП «РСП» в каком количестве данные льготники обслуживаются ежемесячно?
- Государственная дума РФ в третьем чтении приняла поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по которым родственникам разрешено посещать близких в отделениях реанимации и палатах интенсивной терапии. Исходя из моральной стороны данного решения, направленной на психологическую поддержку пациентов, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, а также их родственников, переживающих за своего близкого человека, считаем необходимым обозначить этот вопрос и в Приднестровье. Следует внести законодательную инициативу об аналогичной поправке в Закон ПМР «Об охране здоровья граждан».
- В ОО «ГЛИН» поступают жалобы идентичного характера, касающиеся неправильной постановки диагноза «перелом» - в процессе диагностики и лечения врачами-рентгенологами и травматологами упоминается исключительно «ушиб мягких тканей», после чего пациенты остаются с пожизненной болью, хромотой и сниженным качеством жизни. Хочется отметить, что во всех случаях причиной ошибки в постановке диагноза являлось то, что рентген-исследование проводилось в одной проекции, а врачи-травматологи, не обращая внимания на низкое качество исследований, отказываются от проведения манипуляций, уточняющих диагноз пациентов, обращающихся к ним. Считаем необходимым вынести особое указание, обязывающее врачей-рентгенологов проводить исследование в 2-х-3-х проекциях, исходя из определённой ситуации.
- Необходимо развивать службу дневных стационаров для детей при амбулаторно-поликлинических учреждениях для лечения, профилактики и реабилитации пациентов, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении. Дети находятся в стационаре без родителей или опекунов в течение 4-10 часов для проведения диагностических, реабилитационных и лечебных мероприятий с обеспечением 2-3 разового питания. Данная практика направлена на своевременное лечение, реабилитацию и профилактику детских заболеваний, экономию бюджетных средств, внедрение в практику работы современных методов профилактики, отсутствие необходимости оформления больничного листа (отпуска) родителю или опекуну больного ребёнка (искл.- дети, нуждающиеся в дополнительном уходе).
Ответ можно прочесть ТУТ
НАЖМИТЕ НА КАРТИНКУ , ЧТОБЫ СПАСТИ ЖИЗНЬ!
Не забудьте поделиться в Соцсетях:
|