14 сентября 2017 года нашей организацией было направлено в адрес Министерства Здравоохранения ПМР обращение, включившее в себя ряд предложений, но рассмотрены они были только после подачи жалобы общественной организацией «Общество защиты прав пациентов «ГЛИН»» в прокуратуру, где указывалось на очередное нарушение Закона ПМР «Об обращениях граждан». Получив прокурорское представление, требующее рассмотрения нашего обращения, Минздрав ПМР «решил исправиться», но с упрёком в начале ответного письма и со странным оправданием своего нарушения, в котором говорится о том, что «длительность рассмотрения» наших «обращений» «обусловлена их многочисленностью и объёмностью». Однако, хочется отметить, что в Приднестровье 400 000 жителей, в России – 140 000 000, но срок на ответы на обращения граждан идентичен: 30 дней. Между тем, в Москве 12 000 000 жителей, но там обращения рассматриваются всего 7 дней, причём ответ должен содержать факт решения проблемы обратившегося гражданина.
Не менее интересно то, что, заявляя на всю республику о запуске Программы по выявлению и борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которая, кстати говоря, уже полгода никак не запустится, Минздрав не собирается никому оплачивать хирургические вмешательства на сердце, ссылаясь на Постановление №178, которое, в принципе, не работает, так как ни один человек, входящий в список «счастливчиков», которые имеют право на лечение за рубежом, - никаких выплат до сих пор не получил. И это несмотря на то, что в бюджете 2018 года заложено 10 000 000 рублей ПМР, выделенные специально для лечения Приднестровских граждан за рубежом.
Впрочем, обращать внимание на выше указанное Постановление особого смысла нет, так как оно противоречит Конституции ПМР и Закону ПМР «Об охране здоровья граждан», которые гарантируют всем бесплатное качественное лечение, которое можно получить как в Республике, так и за её пределами. Проще говоря, ссылка Минздрава на данное Постановление – всего лишь «отписка», не являющаяся ответом «по существу», как этого требует Законодательство ПМР. «Отпиской» является и то, что МЗ ПМР отказалось рассматривать проблемы людей, указанные нами в обращении, забыв про то, что мы имеем право ходатайствовать в государственные органы в пользу третьих лиц.
Непонятным для Министерства осталось и то, что мы предложили создать двусторонний договор, заключаемый между пациентом и медицинским учреждением и имеющий пункт «ответственность сторон», а не странные расписки, в которых указано, что ты согласен на смерть. Нам не понятно – в больнице пациенты или смертники? Расписки на клочке бумаги не могут признаваться официальными формами, принятыми на государственном уровне, поэтому вопрос создания полноценного договора между пациентом и ЛПУ, а также введение указа об обязательных подписях пациентов, подкрепляющих ознакомление с методами лечения и понимание назначения врача, мы поднимем ещё не раз. Мы считаем, что «врачебные приписки» в карточках и иных медицинских документах необходимо искоренить полностью.
Искоренять необходимо и нарушение эпидемиологических норм в детских поликлиниках, которые, как пояснил нам Минздрав ПМР, имеются. Исходя из жалоб матерей, имеющих грудных детей, мы от имени ОО «ГЛИН» обратились с просьбой о чётком разделении приёмных дней, чтобы больные и выздоровевшие дети не пребывали в одной очереди к педиатру. Министерство нам ответило, что дни разделены, но ссылку на данные нормы или Постановления не предоставило, поэтому мы намерены запросить данные документы.
Намерены мы также добиваться информационного сопровождения распоряжения МЗ ПМР, принятого по нашему настоянию, которое обязывает директоров аптечных управлений обеспечить возможность безвозмездного измерения артериального давления в объектах аптечного бизнеса. Таким образом, несмотря на разделение мнений, которое произошло, когда ОО «ГЛИН» подняло вопрос о необходимости такой помощи в аптеках, каждый человек имеет право в случае ухудшения самочувствия попросить фармацевта измерить ему давление, чтобы принять препараты, снижающие давления, только убедившись в их необходимости и, что самое главное, в безопасности данных действий. Более того, члены нашей организации уже стали свидетелями ситуаций, кода в аптеках Тирасполя людям измеряли давление, давали препараты, снижающие его, и, наоборот, не давали, а просто вызывали скорую медицинскую помощь.
Также хотим отметить, что, по словам Минздрава (исключительно по ним), больные сахарным диабетом, не зная этого, полностью обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами, при этом следует отметить, что в настоящее время все дети, страдающие данным заболеванием, снабжаются бесплатными шприц-ручками. Шприц-ручки положены также положены ряду других категорий граждан.
Вообще, хочется отметить, что наличие права гражданина порождает обязательство государства, поэтому, чтобы облегчить себе работу, государство интерпретирует одни и те же Законы по-разному в разных ситуациях. Например, лекарство «панкреатин» или иной препарат, входящий в список жизненно важных, должен выдаваться льготным категориям граждан обязательно!!! Однако, терапевт пациенту скажет, что выдают его только при определённых заболеваниях – и это, как ни странно, не патологии ЖКТ, - а Минздрав убедит, что препарат бесплатен для всех «льготников».
С целью повышения информативности со стороны МЗ ПМР о правах граждан мы предложили Министерству здравоохранения разместить информацию о правах граждан и обязанностях врачей во всех лечебных учреждениях. Также говорили мы и о перечне бесплатных услуг, которые были неизвестны пациентам, на что реакция Минздрава была положительной. Информация о бесплатных услугах уже появилась на стенах поликлиник, а о необходимости размещения стендов и плакатов Министерство пообещало известить главврачей медицинских учреждений.
Интересным стал факт отклонения нашего предложения о необходимости введения должности врача-генетика, который, как заверяет Минздрав, Приднестровью вовсе и не нужен, но чуть ниже по тексту ответа Министерство Здравоохранения противоречит себе же, сообщая, что ребёнок, имеющий генетическое заболевание, получает (якобы получает) бесплатное питание только при консультативного заключения врача-генетика. Считаем необходимым пояснить Приднестровцам, что врача-генетика в ПМР нет, но он необходим для оформления консультативного заключения, при этом данный специалист нам не нужен, потому что государство выделяет бесплатное питание таким образом, что оно вообще не поставляется в нашу Республику. Просим также не путать безбелковую пищу (питание) с витаминными добавками.
Не следовало бы также пренебрегать Минздраву нашим предложением о введении должности «врач-консультант», но «отписка» МЗ ПМР написана без понимания сути инициативы ОО «ГЛИН». Дело в том, что ещё в СССР была такая должность и, более того, исходя из методологических указаний №0614/14 (пункт 8) от 14 ноября 1982 года, «рекомендации консультанта обязательны для лечащих врачей. В случае несогласия с назначениями консультанта, заведующий отделением обязан сделать запись с соответствующим обоснованием в истории болезни». В настоящее время в РФ, несмотря на ответ МЗ ПМР, дело обстоит немного иначе, о чём свидетельствует п.2 ст.70 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи».
В ситуации плачевного состояния здравоохранения ПМР целесообразно выделить из медицинского сообщества лучших врачей и оплатить им обучение, введя должность врача-консультанта в «перечень квалификационных характеристик должностей работников системы здравоохранения» в Приднестровье, что сократит расходы на постдипломное образование медицинских работников и повысит качество выполнения медицинских услуг.
Несмотря на это, мы рады, что МЗ ПМР была одобрена инициатива ОО «ГЛИН» о строительстве реабилитационного центра для взрослых инвалидов. Как известно, Правительство уже изыскивает средства для реализации данного проекта.
Однако, странным образом отреагировало Министерство на предложение о запрете использования медицинскими работниками в рабочее время личных мобильных телефонов для личных целей, что мешает производительности труда, отвлекает врача от ответственной работы и создаёт негативные условия, порождающие снижение эффективности лечения пациентов. Таким образом, мы были против каких-либо игр на рабочем месте, общения в социальных сетях или обсуждения посредством телефонных разговоров маловажных тем с собеседниками в то время, как пациенты ожидают своей очереди, чтобы попасть на приём. Данная тема будет поднята в Минздраве ПМР неоднократно, как и введение обязательства для медработников ношения бэйджей, что снизит частоту нарушений врачебной этики и деонтологии.
Относительно написания рецептов хочется отметить для всех пациентов то, что на простых листах врач может написать только назначения, дублируемые им из медицинской амбулаторной карты пациента, в которой медицинский специалист уже расписал стратегию лечения. При отсутствии назначений в карте, чего не должно быть в принципе, врач обязан написать список необходимых лекарств на рецептурном бланке.
Не менее интересно то, что наш проект «Здоровое долголетие» также поддержано Минздравом ПМР, причём мы намерены его запустить к лету 2018 года, если нам будет оказана обещанная различными чиновниками поддержка.
Помимо прочего, остаётся непонятным нежелание внедрения электронных баз пациентов, которое почему-то только обсуждается из года в год, но не находит реализации. Судя по интенсивности компьютеризации нашего государства, данный вопрос упирается в желание или, скорее, нежелание что-то менять и идти в ногу со временем.
P.S.: Только с вашей помощью мы изменим ситуацию в Системе Здравоохранения ПМР - Ваши обращения дают нам возможность отстаивать права каждого приднестровца, основанные на обязанности государства предоставлять качественную, безопасную и доступную медицинскую помощь. Записываясь к нам на приём и рассказывая о своих проблемах, Вы не только можете решить свои проблемы, но и спасти чью-то жизнь.
Не забудьте поделиться в Соцсетях:
|